327
10.11.2019

Домашка, бессмысленная и беспощадная. Нужно ли ее отменить?

 

Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание «домашнее задание»? Готовы поспорить, что в памяти всплывают нервные вечера, проведенные за сочинениями и задачками по физике, страх не угодить строгому учителю и хватающиеся за головы родители, доделывающие уроки, чтобы вы могли хоть немного поспать. Пора ли отказаться от «домашек»?

Вопрос о необходимости домашних заданий не нов. Так, еще в 2004 году лондонские исследователи выяснили, что домашняя работа вызывает у детей тревогу и эмоциональное истощение, а также провоцирует ссоры детей и родителей.

Многие учителя, тем не менее, считают, что отмена домашних заданий приведёт к понижению уровня знаний школьников. «Если мы хотим, чтобы ученик по окончании школы не услышал что-то, а научился что-то делать – решать математические задачи, цитировать стихи, знать историю, – ему необходимы самостоятельные тренировки. Поэтому без домашнего задания обойтись невозможно», – считает учитель математики Санкт-Петербургской школы и почётный работник образования Дмитрий Гущин.

Школьники проводят за «домашкой» почти десять часов в неделю, сообщает «Комсомольская правда». А не поспевающие за образовательной программой учителя взваливают на плечи детей весь материал, который не было времени разобрать на уроке, – прибавьте к этому подготовку к ОГЭ и ЕГЭ у выпускных классов и поймёте, что без двадцать пятого и даже двадцать шестого часа в сутках школьнику не обойтись.

В большинстве развитых стран давно занимаются перераспределением учебной нагрузки. Так, в Финляндии в начальных школах вообще отсутствуют домашние задания, а обучающиеся средней школы тратят на уроки всего 3 часа в неделю, и, надо сказать, немного теряют из-за этого: в 2012 году по итогам международного теста PISA финские школьники стали 6-ми по технике чтения и 12-ми по математике. От взваливания тонн заданий на плечи школьников отказываются в Канаде и Германии, а во Франции замечают, что дети должны проводить свободное от учебы время с семьёй или за занятиями музыкой и спортом.

К решению отменить домашние задания приходят и отдельные школы в Соединенных штатах. Старшие школы Риджвуда (Нью-Джерси) и Фэрфакса (Виргиния) отказались от домашних заданий во время каникул. Государственная школа во Флориде заменила обязательные оцениваемые домашние задания добровольными.

Примеру Финляндии следуют Южная Корея и Япония. В Японии на выполнение домашнего задания школьники тратят всего 3,8 часа в неделю, в Корее и того меньше – 2,9. А результаты более, чем впечатляющие: по авторитетному мнению Pearson, в 2014 году Корея заняла первое место в списке лучших систем образования в мире, Япония – второе. Сработает ли такая схема у нас? Сомневаемся, ведь в этих странах совсем другой подход к обучению: школьников так сильно грузят на занятиях, что и домашняя работа вовсе не работа, а практически приятное времяпрепровождения.

Вряд ли вы удивитесь, если мы скажем, что страна, школьникам которой не повезло больше всего, это Китай. Выполнение домашнего задания в Китае требует как минимум 13,8 часов в неделю. А вот сейчас удивитесь… За Китаем следует Россия, где на «домашку» уходит по 9,7 часов еженедельно.

Получается, что объем домашнего задания не является прямым отражением успеваемости. Тогда появляется вопрос: стоит ли отменить домашнюю работу или необходимо ее реформировать? Что вы думаете по этому поводу? Обсудим вместе.

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая пользование данным сайтом, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Регистрация
Генерация пароля