318
10.11.2019

Шум и ярость. Почему родительские собрания – это прошлый век

Посмотрим правде в глаза: никто не любит родительские собрания. Родители выслушивают жалобы на оценки детей и сдают деньги на бесконечный ремонт. Учителя защищаются от претензий к несправедливо поставленным двойкам и не вовремя записанному домашнему заданию. О детях и говорить нечего – кто из нас, будучи школьниками, не трясся, ожидая родителей с собрания? Тихие яблони – о том, почему заседания родителей и учителей в душных классах изжили себя.

· Бесполезная трата времени. Как правило, всю по-настоящему важную информация учитель сообщает в первые десять-двадцать минут. Далее начинаются многочасовые дискуссии. Мария Королёва, мать двоих детей, в блоге на «Меле» пишет«Я помню, что такое три часа выбирать жалюзи в класс, подарки детям и учителям на новый год и прочее». Зачем тратить время в классе, если можно, во-первых, обсудить все эти вопросы удаленно, а во-вторых, многие из этих тем (вроде подарков учителям) вообще обсуждать не нужно?

· Обсуждение личных вопросов при всех. Вопрос «А как у моего Вани/Пети/Саши с физикой/литературой/историей?» никогда не может подождать до конца собрания. И учитель-предметник, надеявшийся быстро пробежаться по основным вопросам, вынужден устраивать «разбор полётов» каждого ученика. За окном темнеет, а родители всё ждут, когда же дойдет очередь до их чад. Нередка и обратная ситуация: мама или папа надеется тихо обсудить проблемы один на один с учителем – а тот возьми, да и раскритикуй ребёнка при всех. Неловко? Ещё как.

· Настрой на негатив. Почему-то родители и учителя готовятся к собранию не как к беседе, а как к битве не на жизнь, а на смерть. «Женщина попала в больницу после драки на родительском собрании» – таким заголовком, кажется, уже никого не удивить. Спровоцировать агрессию может буквально всё что угодно: решение отмечать выпускной на природе, а не в ресторане, заявление учительницы алгебры о плохой дисциплине учеников или неудобные даты каникул.

Как можно построить диалог родителей и учителей, чтобы избежать этих неприятных моментов?

Вот, например, хороший формат беседы – «3-way conference». Это личная встреча учителя, ученика и родителя. Никаких публичных унижений и выслушиваний лишней информации! Первое слово на таких встречах – всегда за ребёнком. Ученик, а затем и его родитель излагают свои ожидания от учёбы и задают вопросы учителю. Педагог, в свою очередь, в дружелюбной форме высказывается об успеваемости своего подопечного. Все проблемы решаются полюбовно. К такому методу уже давно прибегла начальная школа в Новой Зеландии. А чтобы родители не запутались в том, как проходит встреча, для них выпустили буклет с подсказками.

В начальной школе города Дьюи-Гумбольдт (штат Аризона, США) предлагают абсолютно иной подход: в течение всего образовательного процесса учитель фиксирует успехи и пробелы ученика и предоставляет родителям подробный отчет. При этом не исключая того факта, что оценки ребенка постоянно находятся в открытом доступе. Учитель вызывает родителей на личную беседу, только когда это требуется или по желанию самих родителей. Это не похоже на казенную беседу, лишь бы отчитать ребенка, это действительно беседа заинтересованных в этом людей. И никаких тебе общих родительских собраний!А что думаете вы? Стоит ли полностью отказаться от очных встреч родителей и учителей и, например, перейти на онлайн-собрания, которые в московских школах практикуют с 2016 года? Ждём ваших мнений в комментариях!

Источник: BBC
Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая пользование данным сайтом, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Регистрация
Генерация пароля