301
25.12.2019

Домашнее задание: наказание или воспитание

Существует мнение, что сейчас родители слишком загружены школьными домашними заданиями, а еще 20 лет назад такого не было. Учиться было легче, и большинство детей справлялись самостоятельно, а сейчас — нет. Один из авторов Тихих Яблонь – Екатерина – решила разобраться как учитель и как мама!

Одна из самых обсуждаемых тем последнего времени – это домашнее задание для школьников. Посты на эту тему в социальных сетях набирают множество комментариев, а комедийные передачи высмеивают: «Современные родители в 30 лет каждый день ходят в школу и каждый вечер делают уроки, а ведь остальные обязанности никто не отменял… Многие родители не выдерживают такой темп».

Я провела небольшой опрос среди своих сверстников и их родителей и выяснила, что 20-30 лет назад родители точно так же, как и сейчас, водили детей в школу и делали вместе уроки. Просто сейчас все на виду и обсуждается в социальных сетях, по телевизору, в чатах.

Поэтому мамам и папам современных учеников нужно принять тот факт, что их родители проходили тот же путь с ними. Не можете изменить ситуацию, попробуйте изменить к ней своё отношение!

Первая ответственность

А что, если воспринимать домашнее задание как возможность приучить ребёнка к ответственности и самостоятельности в любой работе?

Давайте посмотрим, что пишут об этом психологи:

  • Тотальный контроль за домашними заданиями поможет вырастить несамостоятельную личность, которая делает все по указке и которой легко манипулировать. Такой ребенок будет хорошим исполнителем, но не научится принимать решения и брать на себя ответственность. Можно проверить выполненное, можно и нужно помочь разобраться в сложном вопросе. Но основную работу пусть ученик выполнит сам.
  • Если «стоять над ребенком», то ему не привить интерес к знаниям. Таким способом можно только отбить у детей желание учиться. Что чувствует ребенок в этот момент? Ему кажется, что он не нравится своим родителям, что они не верят в него – и теряет самоуважение. А когда домашние задания превращаются в мучение, ребенок нередко перестает находить смысл и в школьной работе. Родитель должен помочь ребенку стать самостоятельным. Это достигается через удовольствие. Ребенок, работающий с удовольствием, видит смысл в том, что делает. Лучшая помощь – это искренний интерес к тому новому, что он узнал.

Для чего я, как учитель, задаю домашние задания?

Уроки я задаю, учитывая объём всех заданий в этот день. У меня нет цели нагрузить ребёнка, чтобы не было свободного времени. Моя цель – дать учащемуся возможность дома самостоятельно вспомнить, что проходили в классе, и самому выполнить задание на новое знание. Если ученик что-то не понял на уроке, тогда родители могут помочь разобраться в материале, но ни в коем случае не выполнять домашнее задание за ребенка.

На выходные задания не задаю, а на каникулы только чтение и проекты — творческие метапредметные задания, которые прекрасно расширяют кругозор.

Как приучить ребёнка делать уроки самостоятельно?

Те дети, кому не дали шанса с первого класса, не начнут вдруг сами делать уроки в пятом.

Родители нервничают, им хочется, чтобы работа была сделана хорошо. Но от того, что они кричат на ребенка, заставляют переписать сотни черновиков, лучше знать он не будет. Человек в стрессе не учится. Его психика лишь фиксирует, что «домашка» — это плохо, мама будет кричать, и начинает защищаться через «ничего не слышу». Исследования психологов показывают, что с детьми-школьниками родители общаются в среднем 42 минуты в день, из них 37 именно о школе. Если это общение идёт в негативном ключе, то именно здесь формируется устойчивое отрицательное отношение к школе в целом.

Несколько советов, которые помогут правильному настрою:

  1. Купите будильник! Не на телефоне, а живой. Изучите нормативное время на приготовление уроков и заводите его. Важно учить распоряжаться временем. Первые две недели будет сложно, потом отлично. Кончилось время – что сделал, то сделал. Ваша задача – запустить биологические часы и ощущение, что есть время. И фокусируйтесь именно на том, сколько времени требуется.
  2. Не делайте задание за ребёнка! Но проверяйте и контролируйте факт выполнения заданий. Задано 4 предмета – 4 должно быть сделано. Если вы нашли ошибку, то предложите исправить, но предварительно ребёнку ее надо найти. Старайтесь не давать готовых решений. Не хочет? Ну что же, двойка – его ответственность, позвольте ее взять на себя. Чем раньше это сделать, тем лучше результат будет в старших классах. Можно чередовать: день вы указали на ошибку, день сам нашёл, день в игру поиграли «холодно-горячо».
  3. Время от времени будьте в роли «незнайки», разбирайтесь вместе, задавайте ему вопросы, пусть он сам рассказывает, что было на уроке. Сейчас сложилась такая ситуация, что родитель может позвонить учителю и спросить, что проходили на уроке, так как ребёнок не может объяснить. Такие ситуации просто недопустимы! У ученика отпадает любое стремление быть активным на уроке и запоминать, чем он занимался. Он понимает, что мама позвонит учителю вечером и сама все узнает, а потом и «домашку» сама сделает.
  4. Не нужно портить отношения из-за оценок и учебы, кричать, применять наказания и угрозы. Ни к чему хорошему это не приведёт. Наоборот, мотивируйте хорошей эмоцией! Поездкой куда-либо, в театр, кино, в другой город, всем чем угодно, но не деньгами. Но если ребёнок не потрудился, расслабился, то показывайте, что вы огорчены, расстроены и будьте добры сдержать слово по отмене поощрительного подарка.

А вы помогаете своему ребенку с выполнением домашнего задания? Считаете ли вы, что между домашним заданием и самостоятельностью ребенка есть прямая зависимость? Расскажите в комментариях!

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая пользование данным сайтом, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Регистрация
Генерация пароля