785
9.1.2020

Образование еще не то, или исследование, которое обсуждают все

Сейчас, когда написаны и прочитаны все публикации имени инфоповода «PISA-2018», есть возможность тихо разобраться в том, что же на самом деле проверяет это международное исследование, почему результаты так важны чиновникам от образования, не понятны родителям и по сути безразличны самим подросткам.

Об исследовании, его проведении и результатах можно прочитать на сайте ОЭСР и в бесконечных материалах: от хвалебных отзывов о достижениях столичных школьников до критичных по отношению к федеральным итогам. И пока одни хвалятся, а другие критикуют, Тихие Яблони разбираются в сути.

Игры, в которые играют … все!

Есть такая игра для вечеринок «Я никогда не…». Называют действие (обычно что-то заставляющее публику краснеть типа «писал в бассейн» или «просыпался в полицейском участке»), и если ты это делал, — выпивай штрафной алкоголь и рассказывай подробности.

Можно сколько угодно обвинять это международное исследование в специфичности заданий, в их несоответствии нашей школьной программе, но вот если бы вам пришлось сыграть в «Я никогда не…» с навыками PISA, то трезвым бы не ушёл никто.

Давайте попробуем? Доводилось ли вам искать в интернете способ лечения (себя, кота, да кого угодно)? Доводилось ли вам принимать решения, основываясь на изучении чьего-то мнения, прочитанного в Интернете? Доводилось ли вам «зависать» на каком-то сайте, чтобы сформировать собственную позицию?

Ответили «Да» хотя бы на один вопрос — считайте, написали PISA. Все исследование строится на умении искать информацию, оценивать ее, выбирать главное, не обращать внимание на второстепенное и точно различать факты и субъективное мнение.

А сейчас вспомните: кто, когда и где вас этому научил?

Задания, с которыми справились … не все!

На официальном сайте исследования можно пройти блок заданий с неблагозвучным названием «Рапануи», в котором ученику нужно работать с несколькими источниками информации, объединенными общей темой – загадками острова Пасхи (Рапануи).

Первый текст – это блог профессора, где она описывает свои впечатления об исследовании огромных статуй – моаи. Второй текст – рецензия на книгу о причинах исчезновения цивилизации, создавшей эти статуи. Третий текст – новость в научном интернет-журнале – содержит альтернативную версию причин тех же событий. Чтобы выполнить задания, нужно обращаться к одному или сразу ко всем текстам, сопоставить разные точки зрения и на основе информации с сайтов сформировать свое отношение к проблеме.

Знакомо? Покупаешь плитку в ванную: читаешь описание, смотришь картинки и сравниваешь их с реальными фотографиями уже сделанного ремонта, переходишь к отзывам и обсуждениям. В идеале, еще смотришь обзор ремонта на YouTube и только потом делаешь заказ. В заданиях PISA – все тоже самое, только видео смотреть не нужно. Пока не нужно.

А вот задание PISA, в котором необходимо связать два соседних предложения, указав, какую загадку имеет в виду автор текста:

В ответе достаточно было выписать или пересказать предложение: «Что
случилось с этими растениями и большими деревьями, с помощью которых
перемещали моаи?» С этой несложной задачей треть российских школьников не справились. Справедливости ради, из тех, кто все же приступил к ответу, правильно ответили 78,8%. Самый низкий результат показали перуанские школьники – 20,6%, самый высокий – южные корейцы (84,2%).

Другое задание – отличить приведенные в тексте факты от мнений.

Имея перед глазами текст, это задание выполнить несложно, однако многих оно поставило в тупик: в Марокко с ним справились менее 16% учеников, в России – 42%, а вот в США – рекордные 71,4%. Интересно, с чем связан такой разброс? Кто, когда и где учит этому в школе?

Еще один пример: задача, в которой требуется соотнести три сообщения по одной теме – блог, рецензию и новость – и расположить их ключевые идеи в таблице.

Только 14,8% российских школьников дали верный ответ в этом задании. Самый низкий результат показало Марокко (3,5%), самый высокий – Сингапур (45,7%).

Для большинства школьников из России задание оказалось действительно
трудным. Сложность связана с тем, что приходится отбирать и сопоставлять
информацию, относящуюся к задаче, переключая внимание с одного текста на другой. Это как с выбором плитки – пока смотрел картинки, забыл характеристики и размеры; пока читал отзывы, забыл, сколько что стоит.

Возвращаясь к общим итогам исследования, нужно отметить еще одну важную деталь: выявлено, что 22% российских школьников не достигают порогового уровня читательской грамотности, то есть не готовы ориентироваться с помощью текстов даже в знакомых жизненных ситуациях. В этом показателе Россия несколько превосходит средний результат стран ОЭСР (24% неподготовленных школьников), но так или иначе напрашивается вопрос: справляется ли система образования со своей задачей по подготовке учеников к самостоятельной жизни? И повторимся: кто, когда и где учит
(должен учить) этому в школе?

Результаты, которых не ожидал никто!

Факт – в международном исследовании PIRLS, проводимом среди учеников 4-х классов, в 2016 году Россия заняла первое место среди всех стран. Почему же результаты девятиклассников, принимающих участие в PISA, так сильно уступают четвероклассникам в PIRLS?

Группа отечественных исследователей также задалась этими вопросами и
решила измерить динамику читательской грамотности среди учеников 4-х, 6-х и 9-х классов. В исследовании приняли участие более трех тысяч школьников, а за основу тестов были взяты материалы PIRLS и PISA. Результаты оказались неожиданными: два года обучения в средней школе (5-й и 6-й классы) никак не отражаются на способностях детей понимать тексты. Шестиклассники не показали никаких преимуществ перед четвероклассниками ни в понимании «детских» текстов PIRLS, ни в понимании «взрослых» текстов PISA. Девятиклассники, в свою очередь, хоть и
продемонстрировали результаты выше шестиклассников, но не смогли показать значительного роста умения извлекать информацию из текстов.

И вот итог – годы идут, а навыки работы с разными текстами преимущественно в электронном виде у школьников почти не улучшаются. Парадокс – ведь с электронными текстами подростки встречаются постоянно: читают и пишут посты в социальных сетях, обмениваются сообщениями в мессенджерах, совершают онлайн-покупки, читают статьи и обзоры. Вряд ли можно упрекнуть современную молодежь в отсутствии доступа к таким задачам в реальной жизни. Особенно в Москве, где и Московская Электронная Школа, и насыщенная информационными технологиями экосистема города. Кстати, столица в исследовании PISA-2018 как отдельная территория и как регион в составе РФ, вошла в тройку лучших в мире по читательской грамотности. Закономерность, случайность или закономерная случайность судить не будем, но факт есть факт.

Другое дело, что в Москве, да и не только, само обучение очевидно перевернулось с ног на голову. Или это только нам очевидно? Раньше нам давали инструмент и обучали им пользоваться. Сейчас – школьники научаются использовать инструмент еще до того, как точно понимают, в каких ситуациях он пригодится. То есть ни одному школьнику никто не объяснит, что выбирать новую модель смартфона в онлайн магазине это все равно, что соотносить факт и личное мнение в задании PISA. Что просто общаясь с девушкой в социальной сети, он «прокачивает» свои скиллы. А родителю никто не объяснит, что одновременно слушать подкаст и решать математику – это многозадачность, и именно за такими специалистами охотятся амбициозные компании.

Образование, которое уже почему-то не то …

Критическое мышление, сопоставление информации из различных источников, построение логических последовательностей и оценка достоверности прочитанного – основополагающие навыки для человека 21 века, которым, к сожалению, учат далеко не во всех школах. Можно ли вообще этому научить в школе? На каком уроке?

Зато можно критиковать международные исследования, придумывать свои или ругать современное образование и тосковать по пыльному диапроектору. Но каждый раз, когда вы будете выбирать плитку в ванную, гуглить действие аспирина или изучать влияние коровьего молока на человека, спросите себя: хорошо ли у вас это получается? Сколько времени вы на это тратите и с каким результатом? А главное — кто, когда и где вас этому научил?

Домашнее задание: просто сядьте вместе со своим школьником и ознакомьтесь с заданиями PISA по читательской грамотности. Напишите в комментариях, кто – вы или ваш ребенок – справится лучше.

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая пользование данным сайтом, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Регистрация
Генерация пароля