7 уроков в школе, репетитор, домашняя работа — вот распорядок дня среднестатистического российского школьника. Должны ли школьные годы представлять собой бесконечную череду уроков и подготовительных занятий? Не является ли такая нагрузка перебором? «Является», — уверенно отвечают родители школьников.
В 2019 году эксперты проекта ОНФ «Равные возможности – детям» провели опрос среди родителей 3 060 школьников. Согласно результатам, почти половина детей (46%) оказалась перегружена учебной программой.
В расписании у школьника обычно стоит пять (35,4%), шесть (34,7%) или семь (13%) уроков. Более одного процента обучающихся посещают ежедневно восемь уроков, однако последний урок часто проводится неофициально, при этом являясь обязательным для посещения. Наличие в расписании восьмого урока является грубым нарушением норм СанПиН.
Помимо обычных уроков, школьники посещают дополнительные занятия. В начальной школе с репетитором занимается 28% учеников, в средней — 33%, в старшей — до 51%. На занятия с репетитором дети тратят в среднем по 1 ч 18 мин. в день. По словам родителей, без дополнительных занятий у ребенка нет возможности освоить все содержание учебной программы.
В конце дня школьника ждет домашнее задание, которому он уделяет в среднем 2 ч 24 мин. в день. Также 1 ч. 24 мин. ученик тратит на работу над индивидуальными школьными проектами.
Практически половина опрошенных родителей считает такую нагрузку недопустимой и предлагает пути решения проблемы. Большинство говорят о необходимости уменьшить объем домашнего задания (61%) и его тип (49%), усовершенствовать методику преподавания (50%) и изменить содержание общего образования (35%).
А как вы считаете, является ли такая нагрузка избыточной? Стоит ли пересматривать учебные программы и методики преподавания?