253
29.1.2020

Эмоции помогут вовлечь ребенка в учебу

Вовлеченность в учебный процесс — один из факторов, определяющих успеваемость школьника. Поддерживать ее — важная и непростая задача. Тихие Яблони расскажут, какие факторы влияют на вовлеченность и зачем она нужна. 

Вовлеченность школьников в учебу во многом определяет их успеваемость и будущее развитие. На Западе считается, что чем меньше вовлеченность, тем выше шанс того, что ребенок бросит школу раньше окончания обучения. Также вовлеченность влияет на самочувствие ребенка в школе, его заинтересованность и готовность преодолевать трудности.

В 2019 году психологи из НИУ ВШЭ решили выяснить, какой именно аспект больше всего влияет на вовлеченность детей в учебу: поведенческий, эмоциональный или когнитивный:

  • поведенческий аспект характеризует активность школьника, участие в школьной деятельности и готовность следовать правилам;
  • эмоциональный аспект оценивает чувство комфорта, принадлежности и интереса к школе;
  • когнитивный — желание получать знания и способность к саморегуляции.

Исследование проводилось среди 537 младших школьников (6 — 12 лет) Москвы. Для тестирования использовался перевод зарубежного опросника —  шкалы вовлеченности школьников. Результаты исследования показали, что наибольший вклад в оценку вовлеченности играют именно эмоции.

В ходе тестирования дети оценивали, насколько приведенные утверждения подходят им по пятибалльной шкале. Каждое утверждение отсылает к одному из аспектов вовлеченности. Например, утверждение «Я соблюдаю школьные правила» оценивает поведенческую вовлеченность, «Мне весело в классе» — эмоциональную, а «Занимаюсь дома, даже когда знаю, что никто не будет проверять меня» — когнитивную.

Согласно результатам исследования, оказалось, что наиболее важную роль в вовлеченности играют интерес и комфорт. Автор исследования Мари Арсалиду сопроводила выводы следующим комментарием:

«Если мы рассматриваем школу как место, где мы постоянно “напрягаем мозги” — что-то решаем, осмысляем, то может показаться, что именно познавательная вовлеченность будет тем фактором, который больше всего влияет на успеваемость школьника и готовность прилагать усилия. Но это не так. Эмоциональный компонент вносит больше вклада. Детям нужно чувствовать себя счастливо и комфортно в школе. И это имеет смысл: если вы находитесь там, где вы счастливы, вы готовы работать больше».

Как вы считаете, правда ли эмоциональный аспект играет большую роль в вовлеченности? Что побуждало хорошо учиться вас, когда вы были в начальной школе?

 

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая пользование данным сайтом, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Регистрация
Генерация пароля