272
5.2.2020

Как научить ребенка читать и писать?

Все родители сейчас условно делятся на тех, кто упорно занимается ранним развитием, и на тех, кто считает, что всему научат в школе.

А есть ли золотая середина? И чему действительно надо учить ребенка до школы?..

Несколько лет назад стало сильно модно научить ребенка к 3-м годам читать, писать и в шахматы играть. Столько появилось книг о том, что «после трех уже поздно…», как важно развивать все к 3-5 годам, иначе ребенок будет отставать. Многие родители поняли это буквально.

Однажды на прогулке я видела такую картину: ребенок лет 4-х играл с мыльными пузырями, пускал и ловил. На что его мама очень злилась и приговаривала «прекрати заниматься ерундой!», «мы опаздываем на урок, тебе нужно на занятия»…

Как не перейти границу в обучении дошкольников и что нужно развивать до школы, чтобы ребенок был успешным и ему было интересно в школе?

Ребенка готовить к школе нужно, но только не усадив за уроки. В дошкольном возрасте ведущая деятельность – игровая, то есть все, что вы предлагаете ребенку, должно быть через игру. Тогда ему будет интересно! Если изучаете буквы и цифры, то через игру; цвета, размеры, формы – тоже в процессе игры.

Есть родители, которые жалуются и просят помощи с ребенком, говоря, что он ходит на подготовительные занятия к школе (в 5 лет), но ему не интересно, он ничего не понимает и не запоминает. Такие занятия однозначно ребенку не подходят и не нужно тратить силы и нервы на это.

Поймите, не должно быть цели скорее научить ребенка читать и писать! Он скорее физиологически еще не готов к такому сложному процессу, как чтение или письмо. Мне очень близко высказывание учёной-физиолога, психолога, доктора биологических наук Безруких М.М. «Когда ребенок будет готов, он будет читать даже тогда, когда вы ему будете это запрещать».

Что еще мешает в подготовке к осознанному чтению:

  • Слишком раннее обучение чтению, тем более если у ребенка нет на это запроса, интереса, а есть только желание родителя.
  • Формирование устойчивой связи буква-образ, когда ребенок запоминает и определяет букву только по образу (л – лиса, с – солнце и т. д.).
  • Начинать обучение чтению с целых слогов или слов. Формирование осознанного, плавного чтения происходит постепенно – от буквы к слогу, и только потом складываем из слогов слова.

Чтобы научиться читать и писать, ребенок должен быть к этому физиологически готов! Поэтому свое внимание следует направить на развитие следующих процессов:

  • Развитие речи.

Разговаривайте с ребенком, рассказывайте о себе, своих делах и чувствах, спрашивайте, просите пересказать прочитанное, составляйте по картинкам рассказы, расставляйте картинки в правильном порядке, просите его проговаривать и объяснять свои действия.

  • Фонематический слух.

Важно до школы развивать фонематический слух – устойчивое умение выделять, правильно воспроизводить и различать все звуки речи. Если же он нарушен или недостаточно сформирован, то это может помешать овладению процессами чтения и письма.

  • Произвольная регуляция и организация деятельности.

Для ее грамотного формирования нужно обучать ребёнка ставить цель, пошагово достигать её, учитывать изменения условий в процессе выполнения, а также сверять полученный результат с поставленной целью. Также важно выработать у ребёнка умение переключаться от одной деятельности к другой, пробовать разные способы действия и выбирать наиболее подходящий.

  • Внимание.

А именно, нужно тренировать избирательное внимание –направленность на тот или иной объект, сосредоточенность на нем.

  • Восприятие (помехоустойчивость, константность).

Очень хорошее есть упражнение, где друг на друге одним цветом нарисованы несколько образов предметов и ребенку надо опознать каждый, обвести по контуру, раскрасить в подходящий цвет. Можно раскрашивать так, чтобы в итоге один предмет получился за другим.

  • Зрительно-пространственное восприятие, зрительная память.

Очень важный процесс для обучения в школе, для формирования плавного чтения. Сюда входит как ориентировка на собственном теле, так и ориентирование в пространстве. Отличные упражнения – дорисовать до образца, нарисовать предмет по клеточкам на странице.

  • Рабочая память.

Хорошая тренировка в игровой форме – игра в мемори, доббль.

  • Артикуляция.

А также звукоподражание, «логопедические» упражнения с языком, губами.

  • Семантический анализ.

Анализ текста.

  • Сукцессивные функции.

По другому функции последовательности. Это возможность последовательно воспроизвести звуковые, графические ритмы, движения, изображения, что очень пригодится в школе при написании предложений, букв, цифр. Тренировать можно на последовательности времен года, цифр, дней недели, месяцев и т. д.

Все вышеуказанные функции должны быть сформированы у дошкольника, тогда обучение в школе будет легким, без стрессов, организм ученика будет готов и к чтению, и к письму. Ему будет интересно учиться, так как для него школьная программа будет дана впервые, а не изучаться третий год подряд на подготовительных занятиях.

Не менее важно развивать свое физическое состояние:

  • Зрительно-моторные координации;
  • Мышечная готовность;
  • Схема тела, нервно-мышечная интеграция.

Все это способствует успешному обучению навыкам письма в школе. Как раз игры с мыльными пузырями (от которых мамы скорее хотят отучить, посадив за парту), игры с мячом в «Съедобное-несъедобное», «Я знаю 5 имен…», игры на детских спортивных тренажерах, хождение по одной линии, по плитке в шахматном порядке. Любые настольные игры по правилам и алгоритму, даже приготовление еды по рецептам – все это развивает внимание, концентрацию, организацию деятельности и уже готовит ребенка к чтению и письму в школе!

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая пользование данным сайтом, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Регистрация
Генерация пароля