PISA-2018: Германия принимает меры

Международное исследование PISA является наиболее авторитетной программой оценки качества школьного образования в мире. Результаты тестирования помогают странам обнаружить слабые стороны в собственной системе образования и предпринять соответствующие шаги по исправлению ситуации. Одной из последних и наиболее интересных инициатив по улучшению показателей обучающихся стала стратегия немецкого правительства по введению проверок языковых знаний у детей младшего школьного возраста. Тихие Яблони расскажут об этом подробнее, а также рассмотрят  инициативы, которые поспособствовали улучшению результатов российских школьников.

Министр образования Германии Аня Карличек высказалась о необходимости прохождения специальных языковых тестов начиная с детского сада. Причиной послужили посредственные результаты немецких школьников, продемонстрированные в последнем исследовании PISA.

В рейтинге читательской грамотности последнего исследования PISA-2018 Германия заняла среднюю позицию – 20-е место. Также, согласно результатам исследования, выяснилось, что 20% пятнадцатилетних школьников в Германии не умеют полноценно читать.

«Нам нужно сформировать новую культуру чтения, основанную на новой культуре языковой поддержки»

– заявила министр.

Для реализации этой идеи планируется проводить первую проверку языковых знаний ребенка еще на этапе его зачисления в детский сад.

«В этом случае у нас будет достаточно времени, чтобы оказать поддержку тем детям, которым потребуется наверстать упущенное»

– говорит Аня Карличек. 

Вторая проверка должна проводиться в первом классе школы. Если окажется, что у ребенка остались языковые проблемы, учитель немедленно начнет работать над их решением.

«Для страны, которая является и хочет продолжать оставаться инновационной, средний уровень не должен стать ориентиром. Мы должны войти в список лидеров – как минимум среди европейских стран. Реализации этой цели мы должны добиться в новом десятилетии, которое непременно станет для нас инновационным»

– высказывается Аня Карличек по поводу положения Германии в рейтинге PISA-2018. 

Россия, в свою очередь, заняла в исследовании PISA-2018 только 31-е место. Однако это не значит, что на территории страны нет интересных инициатив, способствующих улучшению результатов наших школьников, ведь Москва, которая уже второй раз подряд участвует в исследовании как отдельная территория, заняла в 2018 году 3-е место по читательской грамотности.

Чем можно объяснить такую колоссальную разницу между результатами регионов и Москвы? Успех московских школьников во многом объясняется принятием в 2011 году стратегии, направленной не на создание отдельных лучших школ, а на обеспечение всех школ города равными возможностями. Следовательно, должный уровень образования требуется ото всех школ города, независимо от того, в каких районах они расположены. Кроме того, на уроках в московских школах используется МЭШ – Московская Электронная Школа – коренным образом меняющая процесс обучения. Платформа предоставляет возможность использовать интерактивные задания, направленные на развитие различных умений, в том числе отбора и сопоставления информации, которые являются одними из основополагающих при сдаче PISA. Возможно ли, что московские школьники справляются с заданиями лучше за счет того, что они имеют больше практического опыта работы с подобными заданиями?

Так или иначе, Москва, ранее занимавшая шестую строчку рейтинга читательской грамотности, смогла не только сохранить свои позиции в рейтинге, но и значительно улучшить результаты, став одним из лидеров школьного образования в мире.

Как вы считаете, стоит ли реализовать московские или немецкую инициативы на всей территории России? Возможно ли это в финансовом и управленческом плане? Или же в регионах необходим иной подход? Пишите свое мнение в комментариях!

 

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая пользование данным сайтом, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Регистрация
Генерация пароля