264
2.6.2020

Об открытии школ в Японии и образовательном неравенстве

Закрытие школ, вызванное пандемией Covid-19, усилило опасения о росте образовательного неравенства.

В то время как с отменой общенационального чрезвычайного положения школы по всей Японии постепенно открывают свои двери, в обществе нарастает беспокойство, связанное с влиянием уровня жизни школьников на возможности обучения на дому.

По словам экспертов, наибольшему риску подвергаются дети из бедных семей и семей с одним родителем. 45-летняя мать-одиночка из Хатиодзи (Токио) рассказывает, что средняя школа, в которой учится ее старшая дочь, оставила все образовательные вопросы на усмотрение семьи. За два с половиной месяца, прошедших с момента закрытия школы до ее открытия на условиях раздельного посещения, 14-летняя девочка получила только пачку раздаточных материалов и груду учебников на весь учебный год. По словам матери, времени на присмотр за старшей дочерью катастрофически не хватает, поскольку младшая дочь (9 лет) имеет умственную отсталость и посещает школу для детей с особыми потребностями. «Нам не дали никаких инструкций о том, что следует делать, а классный руководитель ни разу не позвонил, чтобы проверить успехи моей дочери».

В этой ситуации некоторые родители заставляют детей посещать онлайн-уроки, проводимые вечерними школами. Однако для матери двоих детей такой вариант казался неосуществимым, так как закрытие школы вынудило ее взять перерыв в работе по совместительству, и в семье стало не хватать денег. Теперь она опасается, что закрытие школы негативно отразится на подготовке дочери к сдаче вступительных экзаменов в старшую школу.

«Закрытие школ на длительное время усугубило проблему неравенства в образовании»

– говорит Такаюки Комия, глава некоммерческой организации в Хатиодзи, предлагающей бесплатное обучение школьникам из малообеспеченных семей. По словам Комия, у многих учеников оба родителя работают либо есть только один родитель, в результате чего дети часто остаются дома одни. Некоторые вынуждены делить маленькие комнаты с братьями и сестрами.

«Такие дети могли бы учиться дома, только будучи чрезвычайно мотивированными, – отмечает Комия. – Последствия отсутствия занятий в течение трех месяцев огромны»

Для того чтобы подготовиться к возможной второй волне Covid-19, правительство Японии просит государственные школы внедрить систему онлайн-уроков. При этом опросы показывают, что у многих школьников отсутствуют какие-либо устройства, за исключением смартфонов, с помощью которых можно было бы участвовать в таких уроках или подключаться к Wi-Fi из дома. Также, согласно опросу, многие школьники не хотят, чтобы их дома были видны другим людям через Интернет, а дети, не имеющие собственной комнаты, опасаются, что их братья и сестры будут мешать учебе.

По мнению Комия, школа – это место, где дети могут учиться на равных условиях, независимо от условий проживания:

«Очень важно иметь место для учебы за пределами дома. Я надеюсь, что онлайн-классы будут использоваться только как дополнительный инструмент, и дети смогут ходить в школу каждый день, пусть даже на короткое время»

Старшеклассники, планирующие поступить в университет, также испытывают трудности, так как закрытие школ сократило время для подготовки к чрезвычайно важным вступительным экзаменам, запланированным на начало следующего года.

В связи с этим министр образования Коити Хагиуда в пятницу заявил, что правительство приступило к рассмотрению вопроса о пересмотре содержания и сроков проведения экзаменов для поступления в вузы. На пресс-конференции Хагиуда рассказал, что в четверг он попросил Национальную ассоциацию директоров старших школ провести опросы о переносе сроков сдачи экзаменов, сокращении списка входящих в них тем и организации пересдач. Министр сообщил, что о порядке проведения экзаменов будет объявлено в июне после изучения результатов опросов и проведения переговоров с представителями старших школ и вузов.

«Я хотел бы дать обучающимся как можно больше времени на подготовку, – сказал Хагиуда. – Я надеюсь, что порядок действий очень скоро станет известен, и что он будет составлен с учетом подлинного мнения учеников и учителей».

Министр также заявил, что, поскольку многие школы откроются уже в июне, правительство не придет к немедленному заключению по спорному предложению о переносе начала учебного года в Японии с апреля на сентябрь. «Необходимо держать на рассмотрении различные варианты», – подытожил министр, очевидно, помня о риске того, что вторая волна коронавируса может спровоцировать повторное закрытие школ.

Что вы думаете об этой теме? Ждем ваших комментариев! 

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая пользование данным сайтом, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Регистрация
Генерация пароля