143
14.7.2020

Страны поделились опытом закрытия школ во время пандемии

8 июля 2020 года состоялась международная видео-конференция «Первые итоги пандемии: вызовы и новые возможности  для мировой системы образования».  Ее  организатором является Министерство просвещения РФ при поддержке Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). 

В конференции приняли участие министры образования, а также представители ведущих образовательных организаций из нескольких стран мира. Целью конференции стал обмен опытом организации дистанционного обучения в условиях пандемии.

Сергей Семёнович Собянин. Мэр Москвы.

Согласно словам Сергея Собянина, Москве в значительной мере удалось перестроить образовательный процесс. Объективно оценить, насколько дистанционное обучение оказалось эффективным, поможет Единый государственный экзамен.

По его мнению на успех перехода школ на дистанционное образование повлияли следующие факторы

  • по результатам международного исследования московские учителя заняли первое место в мире по компьютерной и информационной грамотности, что облегчило переход учебного процесса в цифру;
  • традиционные преимущества российской системы образования: авторитет классного руководителя, активное взаимодействие с родителями;
  • цифровизация школ, начавшаяся задолго до пандемии: школы подключены к высокоскоростному интернету, оборудованы интерактивными панелями, практически у каждого учителя есть собственный служебный ноутбук;
  • в учебный процесс еще до начала пандемии были интегрированы МЭШ, электронный журнал и дневник;  
  • школы имели ресурсы для обеспечения учеников из малообеспеченных семей;
  • готовность инфраструктуры города.

Задачи властей сейчас:

  • активнее интегрировать различные образовательные сервисы, не только государственные, но и частные.

Андреас Шляйхер. Директор Департамента по образованию и навыкам Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) 

Андреас Шляйхер поделился следующими наблюдениями: 

  • пусть дистанционное обучение и стало спасательным кругом, оно не восполнило социальных функций школы; 
  • использование, качество онлайн-ресурсов и доступ к ним увеличили неравенство среди обучающихся;
  • главный вклад в успех образовательного процесса во время пандемии внесли учителя;
  • пандемия заставила людей работать вместе: например, школы и педагоги стали совместно с государственными структурами планировать шаги по преодолению кризиса;
  • в некоторых странах использовались ресурсы телевидения и радио, но большей популярностью пользовался интернет;
  • Большинство стран планирует открытие школ в разные даты, в зависимости от уровня образования. Одновременное открытие всех школ планирует наименьшее число государств; 

  • Страны планируют введение следующих мер по охране здоровья в школах:

  • Выделяются следующим стратегии открытия школ, включающие решение проблемы благополучия учеников: 

  • Страны планируют следующие стратегии для повторного открытия школ:

  • Шляйхер отметил необходимость совместной работы учителей в условиях пандемии, которой сейчас не хватает;
  • Шляйхер отметил, что пандемия показала значимость роли преподавателя в обществе. В статистике по предыдущим годам рост в восприятии социальной роли преподавателя практически не наблюдался, однако Шляйхер выразил надежду, что после пандемии статистика изменится в лучшую сторону. 

 

Экс-директор национального института образования Сингапура профессор Унг Сенг Тан. 

  • Унг Сенг Тан отметил, что во времена пандемии крайне важно научить школьников социальной ответственности. Дети должны понимать, что происходит, какие у пандемии могут быть последствия и какие меры они могут предпринять для того, чтобы обезопасить себя и других.

Необходимо “обучение социальной ответственности, несмотря на индивидуальную свободу действий”

  • Также Унг Сенг Тан отметил, что несмотря на цифровизацию и попытки обучать детей, используя технологии 21 века, подходы и дидактика во многих школах остаются на уровне 19 и 20 веков. 

 

Алехандро Тиане. Заместитель министра образования Испании. 

  • Алехандро Тиане также подчеркнул важность взаимодействия с частными компаниями. Во время пандемии правительство Испании заложило основу для более продуктивного взаимодействия с компаниями частного сектора, запустив масштабную программу предоставления средств обучения наиболее уязвимым категориям обучающихся;  
  • Также запущена цифровая образовательная среда, в которой учителям, ученикам и родителям будут предоставлены учебные материалы; 
  • Как и во многих других странах правительство Испании достигло соглашения с национальными телевизионными каналами о предоставлении учебного материала по телевизору; 
  • В конце выступления Тиане подчеркнул важность коллаборации между преподавателями

 

Сергей Сергеевич Кравцов. Министр просвещения Российской Федерации.

  • Сергей Кравцов отметил, что пандемия заставила общество признать ценность школы и роли учителя; 
  • Сергей Кравцов отметил необходимость создать цифровую образовательную среду с верифицированным контентом.

“Мы увидели, что зачастую тот электронный контент, который многие компании стали предоставлять, не всегда соответствуют стандартам школ”

  • Поставлена задача повысить квалификацию учителей;

“Будем перестраивать и совершенствовать программы подготовки учителей и их переобучения”

  • В новом учебном году будет проведена диагностика среди учеников. Подготовлена специальная программа помощи школьникам и учителям, позволяющая ликвидировать у учеников те объективные пробелы, которые могут возникнуть в результате домашнего обучения.

Государственный секретарь по вопросам образования Португалии Жо Коста. 

  • Жо Коста подчеркнул важность плотной работы с обучающимися из малоимущих семей. Португальское правительство ведет работу с такими учениками в сотрудничестве с некоммерческими неправительственными организациями. 
  • Также правительству удалось установить очень продуктивное сотрудничество с организациями психологов, которые давали свои рекомендации по психологии удаленного учебного процесса.
  • Правительством был создан сайт “поддержка учебных заведений”. Сайт позволил упростить взаимодействие между преподавательским составом, директорами и чиновниками. На сайте проходили регулярные встречи, где участникам образовательного процесса разъясняли ситуацию и отвечали на их вопросы.  

В конце своего выступления Жо Коста сделал следующие выводы: 

  • В нынешних условиях крайне важно развивать цифровую грамотность;
  • В результате кризиса роль учителя вышла на первый план, люди наконец поняли, насколько эта профессия важна для общества 

“Технология — не ключевой момент. У вас может быть самый высокоскоростной интернет, лучший компьютер, но тем не менее вы не будете должным образом участвовать в учебном процессе, если он неправильно организован. Не нужно смотреть на цифровые решения, как на волшебное средство, которое поможет справиться со всеми проблемами. Компьютеры не заменят преподавателя”

Hamad Al Yahyaei. Помощник заместителя секретаря по вопросам учебной программы и оценки в Министерстве образования ОАЭ

В своем выступлении Хамад настаивал на том, что даже после окончания пандемии и появления вакцины необходимо придерживаться гибридной формы обучения

По его словам, очное обучение будет обеспечивать развитие навыков социального взаимодействия и тех навыков, для которых нужно присутствовать в классе, а удаленное обучение — развивать основные навыки. 

“В школу ходят для развития социальных навыков, а не для того, чтобы научиться считать. Учеба в классе позволяет учиться у своих сверстников в коллаборативном режиме, дает возможность четче уяснить материал, видя, как с ним работают другие. В этом теперь и будет заключаться основная задача школы: предоставление социального и эмоционального опыта ученикам”

  • В ОАЭ для тех, кто хочет нагнать учебный материал или отработать его получше, введена летняя четверть. 

Что вы думаете об опыте стран в организации дистанционного обучения? Ждем ваших комментариев!

 

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая пользование данным сайтом, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Регистрация
Генерация пароля