173
10.11.2020

Учитель-машина – какой он?

Цифровая трансформация образования и рост онлайн-образования позволили появиться новому типу учителей – с искусственным интеллектом. Не подлежит сомнению, что машина не в состоянии полностью заменить педагога-человека, однако, как показывает практика, она вполне может взять на себя ряд задач, чтобы снять с учителя излишнюю нагрузку. Взглянем, что представляет собой обучение, где учитель и искусственный интеллект работают рука об руку.

Зайдя на урок английского языка в японской школе, вы можете увидеть необычную картину – учитель преподает плечом к плечу с роботом, который вступает с учителем и учениками в диалог, помогает повторять новые слова или объясняет грамматику. Пока что далеко не у каждого японского учителя есть свой электронный помощник, однако Министерство образования Японии убеждено – у идеи есть большое будущее, и уже скоро роботы-ассистенты появятся в большем числе школ. Однако эффективен ли искусственный интеллект, когда дело касается работы с детьми? Может ли он действительно снизить нагрузку на учителей, принося при этом пользу обучению?

Робот – учитель английского языка под названием NAO (Нао) впервые появился в японской школе в 2018 году в рамках эксперимента Министерства образования. В течение одного года третьеклассники школы Мэйдзи в префектуре Фукуока посещали уроки английского языка, проводимые командой из учителя-человека и учителя-робота.

Нао имеет 25 уровней свободы действий: он может функционировать как полностью на основании своего искусственного интеллекта, так и в точном соответствии с редактируемой учителем программой. Управление роботом осуществляется через компьютер или планшет, к которому Нао подключается посредством Wi-Fi. Все действия Нао – движения, речь и реакции – можно запрограммировать в редакторе с интуитивно понятным интерфейсом, что позволяет учителю использовать функционал робота, не проходя специальную подготовку. Учитель может, используя любые учебные материалы, заранее спроектировать сценарий урока иностранного языка, в котором робот выступит в качестве помощника.

Программирование речи и движений:

Робот может вступать с учениками в диалог по заданной теме, разыгрывать жизненные ситуации, предлагать повторить за ним изучаемые слова или сделать задание на аудирование. Произношение и интонации Нао приближены к реальным. Отмечается, что дети значительно более охотно идут на контакт с дружелюбным роботом, чем с учителем, не боясь заговорить с ним на иностранном языке и допустить ошибку. Таким образом, они быстрее учатся ориентироваться в различных речевых ситуациях и преодолевают языковой барьер.

«Раньше меня совсем не интересовал английский язык, но теперь мне стало так интересно, что же мне говорит Нао, что я немного подтянул свои знания. Нао – это и учитель, и друг»

– рассказывает один из учеников.

Нао – не единственный «учитель», обладающий искусственным интеллектом. Еще в 2016 году мир узнал о Джилл Уотсон – электронном преподавателе, созданном профессором из Технологического института Джорджии. Дав программе проанализировать тысячи вопросов и ответов, заданных студентами в ходе онлайн-уроков, Джилл научили точно отвечать на часто задаваемые вопросы без какой-либо помощи человека, как если бы она была настоящим помощником учителя.

Сейчас Джилл – стремительно развивающаяся программа, которая готовится помогать учителям и ученикам все в новых и новых областях знаний. Но есть ли у такой технологии будущее? В исследовании, проведенном Университетом Центральной Флориды, говорится:

«Признав учителя с искусственным интеллектом в качестве помощника для простой и повторяющейся задачи, люди-учителя смогут тратить больше времени на встречи со студентами и разработку стратегий обучения, что в конечном итоге поможет студентам учиться более осмысленно»

При этом не подлежит сомнению, что внедрение искусственного интеллекта в образовательный процесс не может произойти моментально. «Чтобы использовать учителя с искусственным интеллектом эффективно, нам необходимо понимать отношение студентов к таким учителям, их опыт общения с ними и многое другое», – отмечает автор недавнего исследования о взаимодействии людей и машин Ким Джихён.

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая пользование данным сайтом, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Регистрация
Генерация пароля